Культурная прививка полезна всем | Интервью журналу ОГОНЁК
01.06.2016

Культурная прививка полезна всем | Интервью журналу ОГОНЁК

ogonek.jpgО том, как создавался спектакль "Перевернуть игру", о музыкальном просвещении и мнимом конфликте поколений "Огоньку" рассказал автор идеи, продюсер и исполнитель главной роли, популярный певец и композитор Дмитрий Маликов

— Зритель привык видеть вас на сцене, поющим, с микрофоном. А тут вы предстаете в совершенно новом амплуа...
— Действительно так. И все же это не история с чистого листа. В моем репертуаре много инструментальной музыки. Я стал сочинять ее осознанно примерно с 2005 года. На сцене она воплотилась в проект PIANOMANIЯ - это музыкальный спектакль, который в 2007 году поставил известный режиссер Дмитрий Черняков, где я исполнял свои композиции. На одном из выступлений присутствовали продюсеры из Франции, которые предложили сделать яркое, зрелищное шоу, где была бы представлена музыка разных жанров и других композиторов. Это и шедевры оперы, и симфоническая музыка, и фортепианная классика... Так в 2010 году родился спектакль Symphonic Mania. Я был дирижером и продюсером, привлек к участию в нем симфонический оркестр и хор театра "Новая опера", "Имперский русский балет" Гедиминаса Таранды, Cirque du Soleil. Всего было задействовано 180 артистов и музыкантов. Получилось большое красивое шоу, с которым я проехал по крупным городам России, Казахстана, мы много гастролировали по Европе. Один проект следовал за другим, и параллельно я писал музыку для кино. Я стал задумываться, каким будет следующий мой шаг. Моей давней мечтой было приехать в российскую глубинку с просветительской деятельностью. С эстрадной музыкой в регионы приезжают многие. Афиши можно увидеть в каждом городе. Классическая музыка тоже представлена, но она звучит в очень узком формате - для небольшой аудитории в зале местной филармонии. А мне хочется просвещать массы. Безусловно, это амбициозная задача. И известность эстрадного исполнителя мне помогает, ведь я выступаю перед широкой аудиторией. В общем, весь тот багаж, который приобрел за годы выступлений на сцене, я решил перевести на другие рельсы.

— И что это за рельсы? С чего началась ваша просветительская деятельность?
— В 2012 году я был на гастролях в Сибири. Совершенно случайно в одном из городов, это был Когалым, руководство города попросило приехать в музыкальную школу и дать мастер-класс. Я размышлял над тем, что нужно и можно сказать детям, которые учатся музыке, чтобы им была от этого польза. И тогда возник такой интересный формат, как "Уроки музыки". Это 1,5-часовая творческая встреча с детьми, которая призвана обучить их не конкретным музыкальным навыкам, а любви к музыке, дать им понимание, что музыка меняет всех нас в лучшую сторону. На мой взгляд, подобные встречи с людьми известными, которые детям знакомы иногда хорошо, иногда не очень, могут оказать достаточно большое влияние на их будущую жизнь, и даже если они не станут профессиональными музыкантами, они впитают в себя эту культуру. У них останется творческий запал. С проектом "Уроки музыки" благодаря Газпромбанку, ведущему очень активную социальную деятельность в нашей стране, я проехал по всей России. Больше 50 тысяч детей участвовали в этих встречах, более тысячи детей играли вместе со мной на сцене, поскольку одной из составляющих этих мастер-классов было совместное музицирование. Очень важно, чтобы ребенок привыкал к сцене, получал удовольствие от выступления перед зрителями. Проект "Уроки музыки" стал подходить к логическому завершению, и я начал думать о том, в какой иной форме мог бы продолжить заниматься музыкальным просвещением. Как объять всю молодежь, не только ту, что занимается музыкой? Как сделать такую культурную прививку многим? Я убежден, что каждый в юном возрасте должен получить определенный объем знаний - это и книги, и живописные полотна, и фильмы, и конечно же музыка. Молодежь - субстанция сложная, капризная, нужно к ней найти свой ключ. Наш спектакль "Перевернуть игру" - это как раз попытка найти такой ключ, чтобы они получили знания, эмоции, желание развиваться и трудиться. Такую цель мы ставили перед собой. К слову, на спектакле нам хотелось бы видеть детей вместе с родителями, ведь и у взрослых есть пробелы в музыкальном образовании. Уверен, что культурная прививка полезна в любом возрасте.

— Вы называете спектакль "музыкальный просветительский". Как вы сами оцениваете, удалось ли найти этот баланс или гармонию, поскольку речь идет о музыке, между развлекательностью и дидактичностью?
— Важно, с одной стороны, обойтись без назидания, с другой — не скатываться к пошлости. Грань довольно тонкая. Наша основная цель - просвещение, в остальном мы старались найти форму, которая позволит и заинтересовать зрителей, и легче довести ту информацию, знания, которые мы транслируем со сцены. Надеюсь, нам это удалось. Пока были закрытые показы. Первый - для наших родителей, близких. На следующий показ пришли московские школьники: нужно было посмотреть на реакцию детей. Самый главный результат - это то, что дети реагируют: смеются, даже плачут, когда идет трогательный эпизод об исполнении 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде. Важно, чтобы зрители не уходили равнодушными, чтобы не пялились в телефон во время спектакля. На нашем никто так не делал. А ведь как только становится скучно, сейчас первая реакция - заглянуть в телефон.

— Как при работе над спектаклем улавливалось настроение, то, что заинтересует юную аудиторию?
— Прежде всего над сценарием работала группа авторов, в которой были и молодые люди 20-25 лет. Это с одной стороны. С другой - мы, взрослые, имеющие детей того же примерно возраста, что и целевая аудитория нашего спектакля. Мы постоянно наблюдаем за своими детьми, представляем их вкусы, что они смотрят, слушают, тон, с которым они разговаривают. В целом это жизненный опыт вместе с творческим и профессиональным багажом.

— Вашей дочери 16 лет, она видела спектакль?
— Да, и ей понравилось. У нее, правда, были замечания. Сказала, что один микс, который звучит в спектакле, устарел, и показала мне, что сейчас слушает молодежь. Для молодых ведь эти детали важны, в тренде ли ты. А тренды эти мимолетны. Поэтому для них очень трудно придумать "пищу" одновременно для развлечения и просвещения.

— В чем была основная сложность?
— Спектакль состоит из эпизодов, в которых рассказывается о музыкантах разных направлений и эпох. Самое трудное было найти общую канву, которая бы объединяла эти фрагменты. Решением стал диалог, который на протяжении спектакля ведут волшебник в моем исполнении и девушка-диджей, которая, как и большая часть нашей молодежи, не знает историю музыки. По сути, это разговор со всем поколением... Были и другие сложности. Это вообще непростой спектакль, поскольку в нем сплетены разные театральные жанры. Да и я все же человек из другого мира, а в спектакле исполняю драматическую роль. Трудно делать полноценную постановку, когда у тебя нет своего театра. Нужно было арендовать помещения для репетиций. Позже в Московском театре мюзикла нам дали сцену. Надо было найти технического режиссера, художника-сценографа, художника по костюмам, провести кастинг... Так, по крупицам, все это и собралось.

— К разговору вашего героя с молодым поколением. Как бы вы описали это поколение, какими словами?

— Как и вообще подростки, они колючие, настроены на отрицание прошлого, на то, чтобы не соглашаться с родителями, спорить. Но иногда их нужно придержать, встряхнуть, сказать: "Подожди. Что ты делаешь? Одумайся". И главное - их надо любить, несмотря на это протестное поведение. Нужно понимать, что внутри они хорошие люди, просто закрываются, защищаются, потому что жизнь сложная. Надо протянуть им руку помощи. На спектакле мы протягиваем эту руку... К слову, почему мне еще легко разговаривать с детьми? Ведь я три года вел передачу "Спокойной ночи, малыши!" Это прекрасная школа, которая научила меня, что с детьми надо вести себя искренне, честно, не заискивать. Они чувствуют малейшую фальшь.

— Меж тем в спектакле главные герои нарочито противопоставлены друг другу. Это подчеркивает даже сценография: вы за роялем, который, будто на ринге, стоит напротив пульта девушки-диджея...
— Противопоставление есть. Еще и в костюмах, и главное - в музыке. На этом строится конфликт в спектакле, иначе бы получилась лекция. Но этот конфликт не создает пропасти между героями. Постепенно мы находим общий язык, и к концу происходит объединение наших культур, казавшихся несовместимыми вначале. Такой исход диктуют современность, эстетика постмодерна, когда все перемешалось. Вы можете надеть рубашку эпохи Моцарта с бантом и это будет модно. Или личный пример. В Доме музыки в моем концерте участвовал молодой музыкант Никола Мельников. Он играет интересную инструментальную музыку, а назавтра становится за диджейский пульт. Сегодня так, и мы как раз хотели сделать современную постановку.

— В спектакле используются видеоинсталляции и другие зрелищные приемы. Это как раз попытка найти ту форму, что привлечет молодых зрителей?
— Считается, что классика - это скучно. Моя задача - показать, что это не так, для этого потребовалась новая форма подачи. Пока в спектакле единственный интерактивный элемент - когда героиня-диджей снимает на камеру сцену и зрительный зал и картинка транслируется на большой экран. Каждый может почувствовать себя вовлеченным. Я считаю, что интерактивности должно быть больше. Чтобы во время спектакля зрителям на телефоны приходили вопросы, допустим, о любимом произведении того или иного композитора или понравилась ли им только что прозвучавшая музыка, чтобы они отвечали в режиме реального времени. Ведь понятно, что каждый хочет себя выразить. Сегодня человеку интереснее не то, как поет Дмитрий Маликов, а то, как сам он споет песню Маликова в караоке...

— Если перейти собственно к содержанию спектакля. Какие идеи вы стремитесь донести до героини и всего поколения в ее лице?
— Чтобы достичь желаемого, нужно приложить усилия. Это труд и преодоление. В спектакле рассказывается, в частности, о Бетховене, Бахе, которые, как известно, имели тяжелые недуги. О Моцарте, лишенном, по сути, детства, каким мы его себе представляем. Жизнь наносит удары, нужно уметь встречать их с открытым забралом. Первый такой вызов, что встает перед молодым человеком,- кем стать. Затем личная жизнь - как ее устроить. А история музыки позволяет найти ответы на вопросы, которые волнуют юные головы и сердца.

— Как отбирались музыканты, о ком будет рассказано в спектакле?
— Есть музыкальные столпы - Моцарт, Бах, Бетховен. Далее, отталкиваясь от истории, звезды блюза, джаза, рок-н-ролла. Фредди Меркьюри, Майкл Джексон представляют в спектакле современную классику... Понятно, что вкусы разные и всем не угодишь. Начальный вариант сценария включал, например, Верди, Джона Леннона. Ведь важен не только вклад в историю музыки, но и, выражаясь молодежным сленгом, месседж, который нес музыкант, а Леннон был большим философом. Однако музыкант должен вписываться в общую канву, общую логику, поэтому кого-то пришлось исключить. Да и временные рамки спектакля нужно учитывать. При этом модульная система, когда спектакль состоит из эпизодов-историй, дает возможность заменять, добавлять новые сюжеты, новых героев. Сейчас в спектакле исполняется фрагмент Первого концерта для фортепиано с оркестром, но мы обязательно сделаем отдельный эпизод о Чайковском, поскольку он самый великий и известный русский композитор.

— Какая у вас роль в постановке?
— У меня есть волшебные способности, с помощью которых я могу разъяснить юной героине какие-то важные вещи. Это мой первый опыт, я не профессиональный актер. Но все это мне очень интересно, и я еще буду брать уроки актерского мастерства. Мое же главное желание - привнести доброту и красивую музыку в жизнь детей и их родителей, пришедших на спектакль.

— А с чего началось ваше музыкальное просвещение? У вас в детстве были судьбоносные встречи, о важности которых вы говорили вначале?

— Для меня такой встречей стало посещение концерта и в тот же день открытой репетиции выдающегося пианиста Владимира Горовица. Он приезжал в Москву в середине 1980-х годов и давал концерт в Большом зале Московской консерватории. Его гениальная игра вдохновила меня на поступление вначале в музыкальное училище при консерватории, а потом в консерваторию. И еще сильно повлияло творческое наследие Святослава Рихтера. Он гений, он просто транслировал музыку. Это вершина мастерства - когда нет исполнителя, есть только музыка, когда чувствуешь, как написал композитор, без интерпретаций исполнителя.

— И в заключение. Главная героиня задает вопрос: "Как я звучу?" В ответ играет фрагмент из "Времен года" Вивальди. А как вы звучите?
— Как кульминация из Второго или Третьего концерта Рахманинова, моего любимого композитора.

Мария Литвинова Журнал "Огонёк" №19 от 16.05.2016, стр. 40

Возврат к списку