Сказки взрослого принца | журнал Аэрофлот
23.05.2013

Сказки взрослого принца | журнал Аэрофлот

aeroflot_01.jpgДмитрий, у вас в июне творческий юбилей – 25 лет назад вы впервые вышли на сцену и спели две своих песни. Это было на празднике газеты «Московский комсомолец». Помните то выступление?

Помню, что охрана не пускала на входе, потому что нас никто не знал. Я говорил: «Да мы артисты!» И, конечно, помню ощущение, которое я испытал, выйдя на сцену. Осознал тогда две вещи. Когда публика стала подпевать мне уже после второго куплета, я понял, что у песен есть потенциал. А когда увидел на лицах девушек улыбки, понял, что я им понравился. Это меня тоже очень вдохновило, потому что когда тебе 18, приятно нравиться противоположному полу.

Это и не только в 18 приятно.

Но в этом возрасте особенно. Однако я не думал тогда, что стану певцом. В тот момент сочинял для «Самоцветов», Лариса Долина одну мою песню взяла. Но вышло так, что несколько песен, которые я сам написал и спел, распространились через студии звукозаписи и стали популярны. Видимо, в то время на эстраде была потребность в новых лицах и именах, и я просто попал в эту струю. И песни понравились, и мой образ – юный, наивный, романтичный мальчик из хорошей семьи… Все девочки обо мне мечтали, а их мамы не возражали. Я поступил в консерваторию и параллельно начал гастролировать. Пошли хорошие большие площадки – стадионы, дворцы спорта. Все происходило естественно, особых инструментов раскрутки не существовало.

Но при этом вы все-таки снимали клипы.

Первый появился даже до первого выступления – в 1986–1987 году на песню «Рано или поздно» . Его автор – Миша Хлебородов, известный впоследствии кинорежиссер и клипмейкер. Наши родители дружили, мы тоже начинали вместе. Снимали в студии ВГИКа. Песня амбициозная, жесткая, и Миша уже тогда монтировал в своей манере – достаточно резко. Но клип никуда в итоге не пошел. Я потом отыскал съемку и разместил ее в интернете.

А у вас был вот этот момент – «я проснулся знаменитым»?

Это случилось 1 января 1989 года. Я участвовал в «Новогоднем огоньке», специально для этого написал песню «До завтра». На следующий день мне звонит Саша Шаганов, автор текста. И говорит: «Дим, я сегодня в метро видел, как мальчик с девочкой прощаются. Знаешь, как? «До завтра, прощальных слов не говори». Похоже, мы написали хит».

У вас сейчас 13 альбомов в дискографии. Историю создания какого из них вам хотелось бы рассказать?

Наверное, последнего. Это альбом инструментальной музыки Panacea. Все началось с того, что мне подарили хороший рояль. И мой товарищ Володя Матецкий предположил, что инструмент приведет меня к новым творческим свершениям. Я сел и сочинил 13 фортепианных прелюдий, которые решил объединить в цикл. А параллельно начал придумывать название альбома. Известно, что любая музыка, а хорошая в особенности, имеет терапевтический эффект. Понижает давление, способствует улучшению эмоционального состояния, гармонизирует жизнь. Когда нам плохо – мы слушаем музыку. Когда хорошо – тоже слушаем, и нам становится еще лучше. И родилось такое название – «Панацея». С визуализацией мне помог дизайнер Алексей Малина: мы придумали волшебную белую таблетку, которая пополам разделена клавиатурой рояля.

А дальше?

Дальше нужно было все пьесы объединить в цикл. У московской поэтессы Юлии Донской я нашел такое стихотворение: «Задумавшись / О суете / О прошлом / О невыполнимом / С дыханьем музыки / Счастливым / Я становлюсь / Уходит тень / Душа наполнена / Свежо / Я жив / Я рад / Мне хорошо». Каждым словосочетанием я назвал композицию. Оставалось самое сложное – приделать ножки этой музыке, чтобы она звучала. Приняв во внимание медицинский характер пластинки, я нашел оригинальный способ – Panacea стали продавать в аптеках.

Когда планируете выпустить следующий альбом?

В этом году я собираюсь выпустить сразу два – песенный и инструментальный. Инструментальная музыка – моя отдушина. Если песни заставляют ориентироваться на определенную форму, на зрителя, для которого ты работаешь, то здесь я абсолютно свободен. Я делаю, что хочу, и это приносит мне колоссальное удовольствие. Вообще, свобода – это самая большая роскошь.

А как композитор может себя заставить писать легкую музыку, если он переживает и страдает?

Для этого она должна быть простой и мелодичной. Драматическая и уж тем более трагическая музыка интересует немногих. Все должно быть легко. Только написать такую музыку не так-то просто.

Вы любите сложную музыку?

Мне нравится, как звучит Пятая симфония Малера в фильме Висконти «Смерть в Венеции». И «Смерть Изольды» Вагнера в «Меланхолии» Ларса фон Триера тоже очень к месту. Мне кажется, сегодня людям достаточно тяжело воспринимать музыку в чистом виде. Им нужна еще какая-то надстройка. Я много об этом думал. И именно поэтому свой музыкальный проект Pianomaniя Classic, где за основу были взяты самые популярные классические произведения разных жанров, я сделал еще и зрелищным – задействовал оркестр, хор, балет. В общей сложности нас гастролировало 150 человек. Концерты прошли с большим успехом, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во Франции. Сейчас я как раз размышляю над тем, где еще можно было бы показать эту программу. Меня привлекает Юго-Восточная Азия. Там есть интерес к русской музыке, классической и современной.

В последнее время вы много ездите и по России – с образовательным проектом «Уроки музыки». Как вам пришла в голову эта идея?aeroflot_02.jpg

Меня волнует несколько вещей. Во-первых, культурное воспитание нашей молодежи, как бы это ни звучало. Во-вторых, падающий престиж профессии музыканта. Люди не хотят быть трубачами и скрипачами, а хотят быть юристами и банкирами. Чему есть чисто

экономическое обоснование. Конечно, это проблема. И я хочу лишний раз сказать детям, как важно любить музыку. «Уроки музыки» – это и мастер-класс, и лекция, и урок, и спектакль, и концерт, и творческая встреча. Я вспоминаю смешные истории из своего детства и потом говорю, что уже сам стал папой. И про дочку свою рассказываю, и про то, что стал ведущим «Спокойной ночи, малыши». Передаю привет от Хрюши со Степашкой.

Кстати, а как вы стали «дядей Димой»?

Случайно. Знакомый продюсер, Александр Митрошенков, предложил попробовать. Надо, говорит, твою харизму использовать в мирных целях. Мы договорились с ним на этот год. А дальше видно будет. Пока я постарался откорректировать сценарий в сторону музыкального воспитания. Плюс я отвечаю за мальчишескую тему – поделки, самолетики.

Вы могли бы что-то регулярно делать на телевидении?

Для этого должна быть серьезная мотивация. Мне интересно заниматься своим делом – сочинять музыку и ее исполнять. А телеведущий – это коварная профессия. Ты ведешь популярную передачу – тебя все знают. А когда телевизор выключен – тебя нет.

Журнал «Афиша» для своего материала «99 русских хитов» выбрала вашу песню «Звезда моя далекая». Согласны?

У меня немалый список хитов за 25 лет: среди них «До завтра», «Звезда моя далекая», «Ты одна, ты такая», «С чистого листа» и еще с десяток песен. Любой можно выбирать, какой – неважно. Выбрали эту – и хорошо. На концертах она звучит.

А есть у вас песня, которую всегда просят спеть на концерте, а вы уже не можете?

Есть такая песня – «Прощай, моя блондинка». Я стараюсь ее не петь, но когда совсем уж просят, то приходится. Кокетливая песня и немножко пустоватая, на мой взгляд.

Вопрос от вашей поклонницы: «Вы верите в принцев?» Скажу вам по секрету, для нее вы воплощаете образ принца из сказки – романтичного, сдержанного и красивого.

В молодости верил. Однако не из всех принцев получаются короли. Есть поговорка: «Нравится картина – не знакомься с художником». Надеюсь, что это не про меня. Мне важно, чтобы эта юношеская «принцевость» перерастала во взрослую и мудрую, но вместе с тем романтичную и честную позицию.

Часто вам поклонницы пишут на сайте?

Не только на сайте, но и во всех соцсетях. В facebook и «Вконтакте» я читаю личные сообщения и иногда на них отвечаю, если это мне кажется интересным. А Twitter и «Инстаграм» – это, в первую очередь, впечатления. И еще они дают возможность

информировать аудиторию о том, что у тебя происходит.

Ваша аудитория меняется со временем?

Она взрослеет. Но все-таки поп-музыка апеллирует к молодежи. Поэтому я стараюсь, что бы песни были свежими, простыми и понятными. Я работаю в жанре развлекательной поп-музыки, поэтому не стремлюсь к инновациям. У песни должны быть хорошая мелодия, грамотная аранжировка и качественное исполнение.

В таком случае поздравляем вас с тем, что уже 25 лет вы успешно следуете этому принципу.

А я, в свою очередь, хотел бы поздравить читателей журнала и всех пассажиров компании Аэрофлот с ее 90-летним юбилеем. Несмотря на название моего первого инструментального альбома – «Страх полета», в самолетах Аэрофлота я чувствую себя уверенно.

Интервью ПОЛИНА СУРНИНА, май 2013


Возврат к списку